Цель, логика и методы анализа
В настоящей работе поставлена цель описания готовности малых и средних предприятий к тому, чтобы использовать услуги консалтинга для решения своих проблем.
Учитывая степень распространенности видов деятельности в малом бизнесе и сходство условий работы в некоторых из них, мы сочли необходимым для изучения фактора отраслевой принадлежности выделить основные сферы деятельности: производственную (охватывает промышленность и строительство), сферу услуг (включая услуги предприятиям, населению и посреднические), а также торговлю и общественное питание. Таким образом мы получаем три группы предприятий основных видов деятельности, допускающих вхождение предприятий в несколько групп или работу в иных сферах (наука, транспорт, др.).
В качестве критерия величины предприятия нами выбрана численность занятых - легко и достоверно оцениваемый параметр. Выделены две основных группы по размеру предприятий, где "малые" предприятия имеют численность до 100 человек, а в разряд "средних" попали предприятия, имеющие более 100 занятых.
Непосредственно исследование опирается на формирование групп предприятий (подвыборок) в соответствии с названными основными критериями. Анализ базируется на сочетании количественных и качественных подходов - экспертных суждениях и статистических методах. Экспертные суждения основаны на данных опроса, количественный анализ предполагает сравнение подвыборок.
Характеристика выборки
НА первом этапе в общей сложности было опрошено 614 руководителей предприятий, на втором этапе было проанкетированы представители 132 фирм, из них (см. таблицу 1)